ШТОРЫ ИЗ КУСОЧКОВ кожи
Кожа — один из первых материалов, освоенных человеком.
Этот материал долговечный, поэтому старые кожаные вещи могут продолжить свое служение человеку в новом качестве.
Старые сумки и изношенная обувь, перчатка, оставшаяся
без пары, куртки и пальто, вышедшие из моды,— все это пригодится при изготовлении эксклюзивной шторы. Заготавливать
материалы для шторы можно долго — в течение нескольких лет, по мере необходимости, не выбрасывая старые
вещи, а аккуратно распоров их на кусочки и сложив до времени. Кожа — это удивительный материал, который подарит успех,
радость творчества, возможность делать необыкновенную вещь себе, своим друзьям, близким и любимым. Освоив несложные приемы работы, узнав возможности материала, можно почувствовать себя творцом. В будущем обязательно появятся любимые приемы и техники декорирования.
Выделывают кожу из шкур различных животных: крупного
рогатого скота, лошадей, коз, свиней, овец, лосей, крокодилов,
змей. Для тех, кто никогда не брал в руки кусочки кожи и впервые
пытается творить из нее, кто любит осваивать самостоятельно
что-то новое, начало может показаться медленным. Но если на подготовку первой небольшой части шторы уйдет больше
времени, чем вы ожидали, то в следующий раз работа пойдет
быстрее, а руки будут проворнее. Массу идей можно почерпнуть в музее этнографии. Проверенные
временем идеи, зачастую такие древние, как сама история обработки и использования кожи человеком, будут пробуждать фантазию и давать толчок к творчеству. Качество кожи определяет мерея — тонкая блестящая пленка на поверхности кожи с естественным точечным рисунком,
зависящим от расположения волосяных луковиц. По мерее
можно определить, из шкуры какого животного выделана данная кожа. Изнаночная сторона выдубленной кожи называется бахтармой.
Внешний вид кожи зависит не только от вида дубления
и окраски, но и от ряда факторов жизни и содержания животных. Так, например, у молодых животных кожа нежная, эластичная, тонкая. С возрастом эти качества меняются. У самок
кожа более плотная и эластичная, чем у самцов. Характер кожи на разных участках тела животного также отличается по качеству: наиболее плотная и толстая кожа на спине — чепрак; немного тоньше на шее — вороток; кожа на брюхе наиболее мягкая, рыхлая, с крупной мереей — полы. Шить из кожи не сложнее, чем из ткани, особенно если она тонкая.
Подготовка элементов шторы
Старые вещи необходимо аккуратно распороть, удалить все нитки, клеевые прокладки.Но прежде всего кожу нужно очистить от грязи, которая неизбежно скапливается на поверхности бывших в употреблении
вещей. Для этого обе поверхности кожи обмываются влажной
губкой с хорошо взбитой пеной туалетного мыла. Еще лучше,
если заранее кусочек кожи на некоторое время погрузить в теплую воду. Кусочки кожи промыть в теплой воде при температуре
30—40 °С. После этого нужно провялить очищенную кожу — завернуть ее в целлофановый пакет и положить на теплую
отопительную батарею примерно на полчаса. Наиболее загрязненные места слегка потереть губкой с добавлением мыла, затем тщательно прополоскать в воде с добавлением уксуса и соли (на 1 литр теплой воды взять 1 стакан
9%-го уксуса и 50 граммов соли). Замшу необходимо стирать в теплой воде при температуре
30 °С в щадящем режиме с добавлением небольшого количества
мыла. При стирке замшу нужно не тереть, а осторожно сжимать. Сильно загрязненные места можно потереть тампоном,
смоченным нашатырным спиртом. После стирки влажную кожу необходимо растянуть на листе
толстой фанеры бахтармой вверх. Очищенную провяленную кожу нужно хорошо потянуть во всех направлениях и распялить на доске. Для растяжки годится доска из липы или дерева любой
другой мягкой породы. По периметру куска, максимально близко к краю, с небольшим наклоном вбить маленькие гвоздики
на расстоянии приблизительно 1,5—2 см друг от друга. Гвозди надо забивать прочно и с небольшим наклоном от кожи. Сушить кожу вдали от нагревательных приборов. По мере высыхания
гвоздики перебиваются поближе к центру куска — это делается для того, чтобы кожа сильно не растянулась. Пока кожа сушится, ее необходимо подвергнуть дополнительному
жированию. Так как в процессе стирки часть жиров вымылась, их необходимо восполнить для того, чтобы кожа не потеряла свою эластичность. Чуть влажную кожу слегка пропитать
касторовым маслом, в которое добавить немного нашатырного
спирта. Можно также протереть кожу вазелином или яичным белком, эмульсией из сливочного масла и теплой воды с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Основные изъяны кожи — трещины или потертости. Если их нет, то почти просохшую кожу необходимо обработать кремом
для обуви соответствующего цвета или любым растительным
маслом. Крем втирать в кожу в достаточно большом количестве,
распределяя его губкой по всей поверхности. В подсохшем состоянии кожу можно отполировать мягкой тряпочкой
без ворса. При обработке растительным маслом кожа темнеет, однако ее эластичность восстанавливается гораздо лучше, чем От любого крема. Далее нужно снять растянутую кожу с гвоздиков и разминать в руках до тех пор, пока она полностью
не высохнет. Хранить подготовленную к работе кожу лучше всего в картонных
коробках. Изделия, собранные из разноцветных кусочков
кожи, выглядят гораздо интереснее, поэтому неплохо подкрасить
или подтонировать одинаковые или слишком близкие по цвету кусочки. Окраска кожи в домашних условиях — это сложное, но чрезвычайно увлекательное занятие, полное поиска
и творческого эксперимента. Все способы окраски кожи условно можно подразделить на сухие и водные. К сухому способу
относится окраска имеющимися в продаже кремами и эмульсиями, специально предназначенными для обработки кожи. Подкрашивание в водных растворах сулит гораздо больше
возможностей. Для подготовки такого раствора можно использовать
анилиновые красители для шерсти или хлопка, марганцовку,
зеленку, йод. Особое внимание следует обращать на температуру красящего раствора. При слишком низкой температуре
кожа плохо окрашивается, а при высокой она может свернуться. После окраски водным способом краситель нужно
закрепить. Для этого кожу натереть прозрачным или близким
по тону кремом или эмульсией.
Инструменты Для работы с кожей необходимо иметь ряд специальных инструментов. Их можно купить или заказать у специалиста по изготовлению инструментов. Некоторые инструменты можно изготовить самим. Круглое шило есть почти в каждом доме, но можно сделать
его и самим из штопальной иголки, целой или со сломанным
ушком. Для этого взять понравившуюся бусину диаметром
не меньше 1 см, пластмассовую или деревянную. Нагреть иглу со стороны ушка, держа ее над огнем плоскогубцами, и легким нажатием вставить в пластмассовую бусину. В деревянную
— вклеить. Удобный инструмент готов. С его помощью можно переносить выкройку на кожу, разметить отверстия для оплетки, сделать проколы для последующего сшивания деталей.
Ножницами можно выкраивать детали из кожи толщиной 2—3 мм, вырезать необходимой формы кусочки, из которых будет составлена будущая штора. Главное требование к ним — они должны быть острыми. Могут понадобиться ножницы нескольких размеров: большие
— для раскроя крупных деталей, средние — для вырезания
мелких деталей; маникюрные — для мелких работ; ножницы
для бумаги и картона; ножницы для обработки края кожаной детали. Подобрать ножницы, которыми удобно работать.
Использовать их только для работы с кожей, так как бумага и картон затупят их. Без ножей также не обойтись. Сапожный нож с двухсторонней
заточкой можно применять для раскроя. Режущая кромка должна быть расположена под углом 30 градусов к длинной стороне ножа, ширина ножа — 2 см, угол заточки — 2 градуса. Длина такого ножа — 20—30 см. Его можно сделать из ножевого полотна высокоуглеродистой стали. Кончик должен
быть очень остро заточен. Чтобы при работе рукоятка не врезалась в ладонь, ее необходимо обернуть кожей или другим
материалом, подходящим для этой цели. Канцелярские ножи с регулирующимся лезвием и пластмассовой
рукояткой можно использовать для резки кожи вместо сапожного ножа. Они не требуют заточки, так как затупившийся
кусочек лезвия отламывается и выбрасывается. Шерфовальный нож используется для утончения кожи. Материалом для
его изготовления может служить то же ножевое полотно, но
заточка его производится с одной стороны. Шерфовальный
нож может быть правым или левым — это зависит от вашей
рабочей руки. Угол расположения режущей кромки такой же,
как у сапожного ножа,— 30 градусов, длина — 20—30 см.
Косточка-гладилка будет использоваться для разглаживания
оплеток, выравнивания, подчеркивания рельефа. Это еще
один инструмент, который можно сделать своими руками. Материалом
могут служит кость, твердое дерево или оргстекло.
Толщина косточки-гладилки приблизительно 0,4 см. Края должны
быть закруглены и отполированы. Чтобы косточку-гладилку
было удобно держать в руке, ее размеры могут быть примерно
4x13 см.
Пробойники используются чаще других инструментов, специально
предназначенных для обработки кожи. Можно сделать
их из стали У-8 и закалить в течение 30—50 мин. Пробойник
представляет собой трубочку, заточенную с одной стороны
на конус. В зависимости от диаметра пробойников (1—10 мм
и более) их можно использовать в различных целях. Так, например,
пробойником диаметром 1 мм можно сделать отверстия
для ручных швов, для вышивания по коже, для декоративной
перфорации кусочков кожи.
Перед шитьем необходимо подготовить кожу. Край изделия
обрезать острым ножом. Срез должен быть выполнен четко.
Тонкие кожи не шерфуются. В коже средней толщины на
1—1,5 см шерфуется край верхней детали. При сшивании толстой
кожи сшерфовываются края обеих деталей: верхней —
с бахтармяной стороны, а нижней — с лицевой.
Под шерфовкой кожи понимается утончение кожи: снятие
фасок с краев.
Термическая обработка кожи
Термической обработке подвергается любая кожа: от толстого
чепрака до перчаточной. Лучшими для терморбработки
являются обувные и лаковые кожи, чуть хуже — юфть и мяг-кий чепрак. В результате тепловой деформации кожаные элементы
становятся выпуклыми.
Последовательность выполнения термической обработки
кожи:
Вырезать деталь шторы в форме кружка, овала, цветка,
лепестка и пр. Надо учитывать, что при термообработке кожа
сжимается. Толстая кожа — в меньшей степени, тонкая — в
большей. Значит, заготовка должна быть чуть больше задуманной
детали.
Изнаночной стороной заготовку положить на нагретую
поверхность. В результате кожа в центре начинает подниматься,
а края остаются опущенными на поверхность — деталь
принимает полусферическую форму.
Необходимо внимательно следить за процессом, так как
тепло, как правило, неравномерно распределяется по нагревательной
поверхности. Поэтому для того, чтобы деталь имела
правильную форму, ее надо перемещать.
Если необходимы одинаковые детали, лучше сделать на
несколько заготовок больше, чтобы потом можно было выбрать
наиболее схожие.
При термической обработке светлой кожи появляется нежелательная
темная полоса — подпалина, которую придется
скрыть декором, так как вывести ее невозможно.
Соединение частей шторы
Если отдельные детали подготовлены, соединить их между
собой, чтобы получить готовое изделие, можно разными
способами.
Тонкую кожу можно шить как ткань. Это значит, что швы выполнять,
сложив детали из кожи лицом к лицу. Швы разутюжить
или заутюжить в одну сторону. Чтобы припуски швов лежали гладко,
их приклеивают или пристрачивают с лицевой стороны.
На толстой коже швы строчат «в открытую», то есть у одной
детали имеется припуск, у другой — нет припуска на шов.
На изнаночной стороне детали, которая выкраивается без припуска,
карандашом наметить ширину припуска другой детали.Детали с изнаночной стороны наклеить одна на другую при помощи карандаша и затем стачать. Это можно сделать при помощи швов или оплетки. Для большей прочности и надежности соединения, а также для достижения
эстетических целей возможно сочетание стачивания и оплетки. Нить для сшивания кусочков кожи должна по толщине соответствовать
игле и полностью занимать отверстие, тогда шов будет выглядеть ровно и аккуратно. Швы можно выполнять вручную и на швейной машине. На швейной машине обычно шьют мягкую кожу. Лучше всего
для этой работы подходят швейные машины «Зингер» или «Подольская». Иглы брать № 80. Тонкая кожа шьется как ткань, то есть детали при стачивании
складываются лицевыми сторонами вместе. Перед стачиванием
срезы на участках припусков на швы сколоть канцелярскими
скрепками или, что еще удобнее, склеить клеем «Момент». Для того чтобы шов получался аккуратным, с изнаночной стороны при выполнении шва необходимо подложить тонкую бумагу, которую затем нужно удалить. В противном случае машина будет плохо продвигать материал, поскольку бахтар-мяная сторона кожи плохо скользит, а протягивание кожи рукой
в процессе стачивания нежелательно, так как кожа вытягивается,
а строчка получается неравномерная. Стачивание деталей кроя из кожи можно выполнять крупным
стежком, длина которого 3 мм. Строчка, выполненная более мелким стежком, не только не повысит прочность шва, а напротив, может стать причиной его разрыва: из-за частых проколов иглой кожа может порваться. Припуски выполненных швов разворачиваются с изнаночной
стороны, разутюживаются или отбиваются киянкой и приклеиваются
к детали. Затем их необходимо еще раз отбить. Можно дополнительно отстрочить уже развернутые припуски. Выворотный шов. Соединяемые детали складывать лицевыми
сторонами и стачивать по краю. Затем шов вывернуть на лицевую сторону и выполнить вторую строчку, отступая приблизительно
на 4 мм от края.
Шов встык. Кусочки кожи могут быть не только однотонными,
но и отличными по цвету, а также по фактуре. Они могу г
быть различной геометрической формы и складываться в орнамент
или быть неправильной формы и располагаться хаотично.
Главное условие при выполнении шва встык, соединяющего
такое наборное полотно,— это одинаковая толщина кожи.
Точно подогнанные кусочки с ровно обрезанными и промазанными
клеем краями наклеить на материал, флизелин или бумагу
встык.
Выполняя эту работу, важно аккуратно работать с клеем.
Выступившие излишки клея необходимо тотчас удалять. После
того как полотно набрано, на швейной машине прокладывать
строчку крупным швом зигзаг.
Шов «встык» применять для сшивания толстой кожи. Места
соединения обрезать остро отточенным ножом. Выполнять
этот шов трехгранной кривой иглой, так называемой «цыганской
».
Куски кожи склеивать по срезу. Прокол делается на 1/2—
1 / 3 толщины кожи. Стежки можно выполнять прямыми или косыми,
но расстояние между ними должно быть 1—2 мм. В отличие
от других видов швов, стежки в этом шве частые.
Если при выполнении любых швов кожа плохо сшивается,
ее можно слегка увлажнить. Для этого необходимо намочить
ткань или вату, отжать и на 3 секунды приложить к месту стачивания.
В начале и конце любого шва нитки необходимо закреплять.
Для этого делается двойной узел, на который затем
наносится капля клея.
Соединение способом оплетки. При ручном изготовлении
кожаных изделий соединение деталей при помощи оплетки
— самый древний и наиболее распространенный способ.
Кроме того, оплетка является еще и декоративным приемом,
который придает шторе аккуратность и законченность.
Край кожаных кусочков должен быть выровнен ножом на
прямых участках и ножницами — на скругленных.Затем край перфорируется по заранее намеченным отверстиям.
Отверстия должны быть симметрично расположенными,
на одинаковом расстоянии от края. Оптимальное расстояние
отверстий от края — 6 мм.
Отверстия выполняются круглыми или овальными пробойниками,
стамесками и должны иметь «чистую» вырубку. Первое
отверстие делается в углу детали, и так как ремешок в
него нужно будет продевать несколько раз, то оно должно
быть на один размер большего диаметра, чем остальные отверстия.
Простые оплетки могут применяться не только для соединения
деталей шторы, но и для сборки шторы из отдельных
кусочков. В таком случае плетение производится встык или
внахлест. Оплетка закрывает соединения кусочков кожи и является
эффектным декором изделия.
Круглое плетение. Если для изготовления шторы есть необходимость
применить длинные узкие кусочки кожи — ремешки,
можно применить круглое плетение. Самое простое
круглое плетение выполняется четырьмя ремешками. Толщина
изделия зависит от ширины ремешков и плотности плетения.
Суть круглого плетения заключается в том, что ремешок
направляется на противоположную сторону, затем проводится
между двумя ремешками на ту сторону, откуда он был
взят.
Плоское плетение. Этот прием может использоваться как
для декорирования, так и самостоятельно. Выбирается мягкая,
эластичная кожа без лохматой бахтармы.
Плетение одним ремешком. По центру кожаной полоски
ножницами или стамеской делаются прорези. Например, при
ширине полоски 0,5 см — прорези длиной 0,5 см на расстоянии
0,5 см одна от другой. Далее конец ремешка продергивается
в прорези, начиная с противоположного конца, и каждый
раз полностью выводится.
Не забывать как следует подтягивать конец ремешка. При
этом получается изящная косичка-шнур.Плетение тремя ремешками. При этом получается обыкновенная
косичка.
Плетение четырьмя ремешками. Пронумеровать ремешки
слева направо. Порядок плетения: 2-й на 3-й, 4-й на 2-й, 1-й
под 3-й. Теперь снова пронумеровать ремешки слева направо
(при этом бывший 1-й становится 2-м) и продолжать плетение
в том же порядке.
Плетение пятью ремешками. При этом плетении ремешки
1 и 5 всегда идут навстречу друг другу и выходят на противоположный
край, а ремешки 2 и 4 перекрещиваются над ремешком
3, который играет роль основы.
Порядок плетения:
1-й идет над 2-м и под 3-м; 5-й идет над 4-м и под 3-м;
'2-й и 4-й идут навстречу друг другу над 3-м;
1-й идет над 2-м и под 3-м, 5-й идет над 4-м под 3-м и 1-м;
2-й и 4-й идут навстречу друг другу над 3-м.
Далее плетение повторяется.
Аппликация
Аппликация может широко использоваться в оформлении
кожаных частей шторы для украшения. Для выполнения аппликаций
подходят все виды кожи. Возможно также сочетание
кожи с гобеленом, полотном, вышивкой. Фрагменты аппликаций
должны отличаться друг от друга или по фактуре,
или по цвету.
В выполнении накладной аппликации один материал служит
основой, на него накладывается другой материал. Последовательность
выполнения аппликации:
1. Прорисовка эскиза.
2. Перенос на кожу и выкраивание рисунка.
3. Наклеивание на основу.
4. Крепление аппликации при помощи машинной или ручной
строчки, оплетки, плетения «козлик».
Для объемной аппликации используют обычную вату. После
того как аппликация пришита, со стороны изнанки делают
надрезы и через них вводят наполнитель.
Драпировка
Красивая драпировка может заменить любой декор и способна
достаточно эффектно украсить штору. Для выполнения
этой техники подходит эластичная, хорошо тянущаяся мягкая
кожа. Можно выполнить драпировку из одного куска кожи или
собрать из отдельных элементов, которые могут отличаться по
фактуре и цвету, создавая красивые композиции. Из кусочков
кожи разной формы и размера можно создавать любые формы:
листочки, лепестки, розочки, ветки, завитушки, канты. В
результате на поверхности изделия получается рельеф за счет
свободных складок, зажимов, прищипов, которые затем фиксируются
клеем.
Прежде всего у кусочка кожи, выбранного для драпировки,
сшерфовывается, подгибается и подклеивается край, а затем
кусочек драпируется.
Гравировка
Для выполнения гравировки подходит чепрак — жесткая
кожа растительного дубления, которая часто идет на изготовление
подошвы. Немного уступает ей кожа для стелек толщиной
2 мм и более.
Гравировка производится гравировальным ножом или микроскальпелем.
Его можно изготовить самим из штопальной
иголки со сломанным ушком, очень остро заточив отломанный
край и вставив иглу для удобства в цанговый карандаш.
Также понадобятся так называемые дорожники (вязальные
крючки со скругленной головкой, маникюрная лопаточка)
и чеканы или штампы с мелким рисунком, изготовленные из
стали.
Вначале выбранный рисунок перевести на кальку. Увлажнить
кожу и перенести на нее рисунок. По рисунку движением
к себе врезать линии гравировки при помощи микроскальпеля.
Прямые линии провести по линейке, скругленные — от
руки, причем нож при выполнении кривых линий держать неподвижно,
а двигать, сообразно рисунку, кожаную заготовку.Нож держать строго перпендикулярно поверхности кожи. Разрез
делать на одну треть толщины кожи. Линию врезать только
один раз.
Если по рисунку линии пересекаются, то одну из них не
дорезать до места пересечения на 0,5 мм. Когда все линии рисунка
врезаны, поверхность кожи смочить на тех участках, где
врезанная линия будет отделываться тотчас.
Подготовленные кусочки кожи можно накладывать друг на
друга, соединять одним шпагатом или декоративной нитью, не
сшивая. Штора будет неповторима.
Штору можно повесить на карниз при помощи петель на
крупных пуговицах. Наметить линию для петли, отстрочить с
четырех сторон и прорезать между линиями строчки. Обметать
петли на машине или выполнить обтачные петли.
Пуговицы пришить с подпуговицами.